Авторизация

В бане помылся — будто заново народился.

   Сентенция мудрости наших предков дошла до нас в поговорках и присказках. Как правило, эти небольшие, но очень ёмкие выражения. По моему мнению, их происхождение связанно с выражением тысячелетнего опыта наших предков и является нашим национальным способом передачи знания и ключом к пониманию наших традиций. Одно из них я привёл выше и сейчас хотел бы разобраться.

12438360139511   Русская баня — один из символов России. Слава её распространяется далеко за пределами нашей страны. В Индии и Непале, к примеру, местные гуру попросту не верят в то, что для любого среднестатистического любителя банных процедур является обыденным делом. Иностранцев приводит в шок то, что мы греемся в бане на высоких темперах, а потом прыгаем в сугроб, прорубь или просто охлаждаемся холодной водой. Они, получив подтверждение реальности этой традиции, единогласно говорят: «Да это же смерть!!! Русские великие люди.»


Меня очень интересует баня не только как место для очищения организма или по моему говоря «потения», а ещё и как способ «ладки». В данном труде я не ставлю целью расшифровку этого понятия, но любому читателю интуитивно понятны будут выражения: ладить, быть в ладу, не заладилось.


Более 10 лет я изучаю практику тибетской мистической школы, которая имеет вполне осязаемое терапевтическое применение и, более того, посещаю иногда разного рода группы подобной направленности. Именно поэтому зимой 2013 года меня заинтересовала горячо любимая мною баня именно как наш родной национальный способ воздействия не только на тело человека, но и на его сознание с целью приведения его в «лад».


Безспорно, что даже простое посещение бани для мытья тела оказывает прекрасное воздействие на человека. Состояние его здоровья и жизненный тонус улучшаются. С практической точки зрения веничковые процедуры для цели механического очищения тела совершенно не оправдывают себя, ввиду того, что оно всё же сильно прогревается, что ,в последствии, затрудняет благостное пребывание в парной, с одной стороны, а с дугой — мочалка и ведро воды в парилке в разы эффективнее, чем веничек. В этом обстоятельстве кроется глубокое противоречие. С одной стороны мы имеем архаичную традицию мыться в бане веником, которая на практике совершенно не оправдывает себя, а с другой различные восхваляющие баню поговорки и присказки, как было указанно выше.


venik   Из всего вышесказанного следует, что в традиционной русской бане веник является не только средством по доставке пара и массажа, а чем-то большим. Именно к этим мыслям меня натолкнули мои рассуждения.


Увы, мне не так часто удаётся быть отпаренным веничком, так как среди многих, кто частенько посещал мою баню, есть всего один человек, которому я истинно доверяю работу со своим телом. Однако и тут нам на помощь приходит народная мудрость, которая гласит: «Банщик парится дважды». Когда он парит другого, то и себя одновременно. Таким образом, да простит возможные неточности мой уважаемый читатель, но далее в своих рассуждениях я буду опираться не только на собственные переживания, но и на опыт людей, посетивших когда-либо меня.


Вернёмся к началу нашего повествования, а именно к поговорке: «В бане помылся — будто заново народился». Она совершенно безповоротно отсылает нас к опыту рождения. Его условно можно разбить на несколько этапов.


Первый этап — блаженство.
Блаженно пребывать в парной и постепенно нагреваться, благостно, когда начинают бить вениками. Сама атмосфера бани, в случае если в ней нет искусственного освещения, а присутствует исключительно свет из оконца, а лучше, если пространство освещается пламенем горящих дров очень утробное: темно, тело потеет, общая беззаботность и потеря координации во времени. Последнее явление я множество раз наблюдал у моих гостей и у себя в ситуациях, когда мы парились с полностью исключённым освещением через оконце. Нечто схожее происходит при посещениях пещер, когда кажется что прошло половина часа, а на самом деле экскурсия была полтора.


Второй этап – схватки, прохождение по родовым путям и появление на свет Божий.
Начинается работа веничком. Тело начинает перегреваться. Это неизбежно происходит при работе веником над человеком. Какими бы сладкими не были рассказы профбанщиков, что это не так, но, увы, судя по исследованиям, температура внутри тела неуклонно растёт. Мною было замечено множество раз, как человек при подаче пара на него задерживает дыхание после глубокого вдоха. Это состояние может длиться до нескольких минут и, как правило, человек попросту не осознаёт, что на фоне растущего потребления нагревающимся телом кислорода, он способствует увеличению его недостачи.


Описанное выше мною явление по моему чувству соответствует моменту первого вздоха. Для наворожённого он сопряжён с сильным чувством боли и жжения в лёгких. Это создаёт перманентный шок и после первого вздоха следует задержка дыхания, а вслед за ней, как правило, приходит крик и второй вдох…


Третий этап — встреча с матерью и первое прикладывание к груди.
Тут мне хотелось бы отметить для уважаемого читателя, что в данном случае я рассматриваю не извращённо-садистский вариант родов в роддоме, а более мягкие домашние роды, где всё направленно на уменьшение родового стресса для новорожденного.


10354945_10201148607512084_3168929268858300934_n    Возвращаясь в нашу парную, мы находим распаренного человека, лежащего на пологе. Самостоятельно или же с подачи банщика он начал дышать полным дыханием в живот, как это делают младенцы. Веничковые процедуры прекращены и на человека вылили некоторое количество холодной воды, дабы снять перегрев с оболочки тела, а возможно и открыли дверь в парную для доступа свежего воздуха. Безспорно, что у каждого это происходит по своему, как мне кажется. Именно в этот момент у того, кого парили, наступает долгожданное расслабление и «состояние не ума», как его называют в восточных школах. И здесь, в пространстве заботы и тишины, как раз-то и происходит магия, к которой мы уже дважды обращались с самого начала нашего повествования, запечатлённая в народную мудрость: «В бане помылся — будто заново народился».


Прекрасный образ, согласятся со мною многие читатели. Однако с моей стороны было бы просто не честно не дополнить его последним штрихом, который конечно не изменит всей картины в целом, но придаст ей законченный вид. А именно смыслом народного названия места, которое, как мы установили ранее, имело достаточно широкое применение: от помывочных процедур, до полноценного врачевания и принятия в нём родов — баня.


Собственно, весь образ, приведённый мною выше, выстроился у меня, когда я услышал от Абармушкина Владимира Петровича, ответственного секретаря Союза Специалистов Бани и Печи, истолкование слова «баня». Безспорно, что русский язык великолепен тем, что в его словообразовании таится глубочайшая мудрость наших предков. Постигая его, есть шанс уловить глубочайший скрытый смысл и образа, заложенные в словах. Обращая свой взор на «баня», мы получаем сочетание «Баба — няня». Исчерпывающе.


Прекрасных банных процедур вам, уважаемые читатели, наполненных свежим сакральным смыслом.

Комментариев пока нет

0

Добавить комментарий

*